21
февраль
2017
Консультация для родителей «Детская агрессия»
В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную причину.
Все чаще родители стали сталкиваются с бурным проявлением недовольства или злости, выраженном в криках, визге, топанье, даже физической атаке, такое поведение называют агрессивным
Это одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Что такое агрессия / агрессивность?
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым) приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающее в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на её появление:
- стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопёка);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально – экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека ( сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
- социально – культурный статус семьи и т.д.
Можно с большей уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание.
Если родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребёнка, тогда оно означает, что у него возникли определённые трудности, и он нуждается в помощи окружающих.
Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т.д.
Ещё одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям со стороны родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворённая потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения, каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например потребности в движении, в активной деятельности. Взрослые, которые не знают или не хотят по какой – либо причине учитывать естественную потребность ребёнка в движении, не знают, что дети – дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на неё давить, тем больше скорость её возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребёнок по - своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям.
Независимо от причины агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.
2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям.
3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
4. Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития эмпатии, сопереживания.
5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т.д.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.