07
ноябрь
2017
Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики. Консультация
Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Мелкая историка ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Наблюдения за детьми показывают, что им трудно захватывать карандаш. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус, руки ребенка, можно влиять на тонус речевого аппарата.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом * Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее; оздоравливающее воздействие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Работы В,М= Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга, Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
В настоящее время рядом исследователей (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
В специальной литературе (Н. €. Жукова, Е. М. Мастю-кова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.
Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.
Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика.
Уже с 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Картотека «Пальчиковые игры»
Предшкольным группа можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
«Осень»
Осень, осень (трем ладошки друг о друга)
Приходи (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет (покачать головой)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать «птицу» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по
другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
«Ягоды»
Ягоды – это крыжовник (указательным пальцем одной руки
Клюква, черника, брусника,пересчитывают, сгибая, пальцы на другой
Малина, клубника, шиповник,руке)
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец. (поднимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я – молодец (большой палец вытягивают вперёд)
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый
пальчик)
Мы идём грибы искать(«шагаем» по столу средним и указательным
пальцем»)
Этот пальчик в лес пошёл (загибаем пальчики начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
«Овощи. Огород.»
Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно
отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей (пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка (показать большой палец)
Выйди вон (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
«Фрукты. Сад.»
Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из
кулачка, начиная с большого)
«Деревья»
Вот деревья:(показывает ладони обеих рук с
разжатыми пальцами)
Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на обеих руках)
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас. (хлопают в ладоши)
«Человек. Части тела.»
Головами покиваем (выполняем подражательные
Носиками помотаем,движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём (наклонившись вниз,
И немножко отдохнём. качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём (подпрыгиваем на месте в ритме текста)
И сначала всё начнём.
Головами покиваем,
Плечиками мы покрутим,. (далее темп ускоряется)
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого,
Юбку, кофточку, платочки. на обеих руках)
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)
Картотека «Пальчиковые игры»
Галина Булько
Картотека «Пальчиковые игры»
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? Быстрое соединение пальцев в замок.
Потянули … Тянем кисти в стороны.
Покрутили… Волнообразные движения.
Постучали… Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.
И открыли! Пальцы расцепились.
«Белка»
Сидит белка на тележке, Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.
Продает она орешки, Круговые движения кистью вправо, влево.
Лисичке-сестричке, Разогнуть большой палец.
Воробью, Разогнуть указательный палец.
Синичке, Разогнуть средний палец.
Мишке толстопятому, Разогнуть безымянный палец.
Заиньке усатому. Разогнуть мизинец.
«В гости»
В гости к пальчику большому Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя! Сжать пальцы в кулак и разжать их.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, Загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины, листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Пальчики «шагают» по столу
«Урожай»
У Лариски две редиски,
У Алешки - две картошки,
У Сережки- сорванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.
«Капуста»
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз
Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения трения
Мы капусту солим Движения пальцев, имитирующих посыпание солью
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
Приходите в гости - ждем! Руки разводим в стороны
«Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
«Hу-ка, братцы, за работу!»
Hу-ка, братцы, за работу! Дети обращаются к правой руке,
согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка – кожура. Показать пустую ладошку
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда. Спрятать руки за спину
«Мальчик-пальчик»
Ребенок соединяет большей пальчик поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинчиком на одной, затем на другой руке
Мальчик пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потолстел.